Результаты обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2016 года

16.11.2016 г.

С 18 октября по 14 ноября 2016 года Контрольно-счётной палатой муниципального образования город Краснодар проведено экспертно-аналитическое мероприятие - обследование по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2016 года.

По ходе вышеуказанного обследования составлено соответствующее заключение, направленное в городскую Думу Краснодара и администрацию муниципального образования город Краснодар.

Проведённое обследование по вопросу исполнения местного бюджета по итогам 9 месяцев 2016 года выявило следующее:

1. Объем доходов местного бюджета по итогам 9 месяцев 2016 года составил 15 686 895,3 тыс. рублей или 66,9% уточнённого общего объема доходов бюджета.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общий объем доходов увеличился на 3,6% (+539 964,2 тыс. рублей) за счет роста безвозмездных поступлений на 7,2% (+435 213,5 тыс. рублей) и неналоговых доходов на 7,0% (+117 797,1 тыс. рублей). Налоговые доходы местного бюджета снизились на 0,2% (–13 046,4 тыс. рублей).

2. Объем доходов местного бюджета уточнялся 8 раз за счет увеличения безвозмездных поступлений – на 23,8% (+1 827 546,5 тыс. рублей) и налоговых и неналоговых доходов – на 3,3% (+450 153,0 тыс. рублей).

Уровень исполнения уточненных бюджетных назначений по доходам от продажи материальных и нематериальных активов, арендной платы за земли, находящиеся в собственности городских округов, а также государственная собственность на которые не разграничена, от предоставления на платной основе парковок за 9 месяцев 2016 года составил от 27,2% до 62,8%, что вызывает сомнение в поступлении в местный бюджет за 2016 год указанных доходов в уточненном объеме.

Большая часть изменений общего объема доходов местного бюджета (67,9% или 1 547 683,2 тыс. рублей) внесены таблицами поправок и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты.

3. По ряду доходных источников местного бюджета выполнение годовых показателей существенно превысило уровень 100,0% (плата за негативное воздействие на окружающую среду, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, единый сельскохозяйственный налог), что свидетельствует о недостатках в планировании указанных доходов и необходимости корректировки их объемов в сторону увеличения.

4. На 01.10.2016 местный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 404 121,8 тыс. рублей (41,3% от утвержденного значения), что на 16,2% выше в сравнении с итогами 9 месяцев 2015 года. Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет привлечения бюджетных кредитов от других бюджетов.

В составе иных источников финансирования дефицита местного бюджета на 2016 год решением городской Думы Краснодара от 21.07.2016 №20 п.3 утверждены средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности бюджетов городских округов, в сумме 1 100 000,0 тыс. рублей, вместе с тем, Программой приватизации объектов муниципальной собственности на 2016 год приватизация акций и иных форм участия в капитале не предусмотрена, что ставит под сомнение реалистичность данного вида источника финансирования дефицита бюджета, а также сбалансированность местного бюджета на 2016 год.

5. Общая сумма недоимки по налогам, зачисляемым в местный бюджет, снизилась на 6,7% (–55 850,0 тыс. рублей) и на 01.10.2016 составила 775 445,0 тыс. рублей. Достигнутое за 9 месяцев 2016 года снижение недоимки не обеспечивает выполнение установленного целевого ориентира на 2016 год по данному показателю, которым установлено снизить недоимку не менее чем на 50 % от ее суммы, образовавшейся по состоянию на 01.01.2016 года.

Вырос объем недоимки, невозможной к взысканию, в 2,4 раза (+97 622,0 тыс. рублей) и по состоянию на 01.10.2016 его сумма составил 167 867,0 тыс. рублей.

6. Объем задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество увеличился на 47 902,7 тыс. рублей (на 8,2%) и по состоянию на 01.10.2016 составил 630 719,4 тыс. рублей. Несмотря на рекомендации Контрольно-счетной палаты установить на 2016 год конкретный целевой показатель по снижению задолженности по арендной плате за земельные участки, такой целевой показатель по-прежнему отсутствует.

7. Администрацией МО город Краснодар принят ряд мер, направленных на устранение замечаний Контрольно-счетной палаты по вопросу платных парковок. Вместе с тем, до настоящего времени муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы по платным парковкам, инвестиционное соглашение от 07.05.2014 №1, в соответствии с которым уплачиваются платежи, не предусматривают положение о порядке исчисления доходов от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), что не в полной мере обеспечивает выполнение п.6 ст.41 БК РФ.

Кроме того, условия инвестиционного соглашения от 07.05.2014 №1  по оборудованию и эксплуатации на платной основе парковок (парковочных мест) (п.13) в части распределения выручки за пользование парковочными местами между ООО «Городские парковки» (90%) и местным бюджетом  (10%) не соответствуют п.39  Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения МО город Краснодар, утвержденного постановлением администрация МО город Краснодар от 19.05.2015 № 4059, которым установлено, что плата за пользование парковками на платной основе является доходом МО город Краснодар.

8. Отмечается низкий уровень исполнения Программы приватизации муниципального имущества: из 36 объектов, подлежащих приватизации в 2016 году, приватизировано всего 13 (36%) на общую сумму 60 091,0 тыс. рублей, что создает риск невыполнения в 2016 году программы приватизации в полном объеме.

9. Сохранилась тенденция увеличения объема муниципального долга местного бюджета. Долговые обязательства на 1 октября 2016 года составили 9 065 000,0 тыс. рублей и с начала года выросли на 19,0% (+1 450 005,0 тыс. рублей). Объем муниципального долга составляет 92,3% от утвержденной суммы верхнего предела муниципального долга на 01.01.2017. В общем объеме муниципального долга значительную долю составляют коммерческие кредиты (82,1% или 7 439 370,0 тыс. рублей).

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 693 358,5 тыс. рублей (67,7% от утвержденного объема), что на 41,2% (+202 440,3 тыс. рублей) больше расходов, направленных на эти цели в предыдущем периоде. 

Несмотря на снижение Банком России в анализируемом периоде ключевой ставки с 11,0% до 10,0%, а также наличие соответствующих условий  в контрактах на привлечение кредитов, администрацией МО город Краснодар не проводилась работа по снижению стоимости ранее привлеченных в коммерческих организациях кредитов.

10. Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования город Краснодар на период до 2018 года, утвержденной Постановлением администрации №8032 от 06.11.2014, предусмотрено снижение долговой нагрузки на местный бюджет. Однако, Планом мероприятий по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) на 2016 год, утвержденным главой МО город Краснодар 24.02.2016, не предусмотрены мероприятия, направленные на сокращение муниципального долга и расходов на его обслуживание, на что Контрольно-счетная палата в заключениях по результатам обследования исполнения местного бюджета за 1 квартал и 1 полугодие 2016 года обращала внимание.

11. Уточнённые плановые назначения по расходам составили 26 843 353,8 тыс. рублей, в том числе за счёт межбюджетных трансфертов – 9 446 909,4 тыс. рублей. Изменения в Решение о местном бюджете в части расходов вносились за 9 месяцев 2016 года 9 раз, прирост бюджетных ассигнований составил 3 620 652,9 тыс. рублей или 15,6% от первоначального плана. Плановые назначения по расходам местного бюджета на выполнение мероприятий муниципальных программ увеличились на 4 181 684,2 тыс. рублей, по непрограммным направлениям деятельности в целом произошло снижение плановых назначений на 561 031,3 тыс. рублей.

Большая часть изменений общего объема расходов местного бюджета (77,4% или 2 802 096,5 тыс. рублей) внесены таблицами поправок и не прошли экспертизу Контрольно-счётной палаты.

12. Исполнение расходной части местного бюджета составило 17 091 017,1 тыс. рублей или 63,7% от уточнённых показателей СБР, в том числе за счёт средств местного бюджета – 10 646 106,8 тыс. рублей, межбюджетных трансфертов – 6 444 910,3 тыс. рублей (исполнение за аналогичный период 2015 года – 16 355 662,3 тыс. рублей или 59,4%).

Ниже 65,0% исполнение расходов сложилось по разделам 1000 «Социальная политика» (63,3%), 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (63,2%), 0100 «Общегосударственные вопросы» (63,0%), 1200 «Средства массовой информации» (63,0%), 0700 «Образование» (62,5%), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (62,5%), 1100 «Физическая культура и спорт» (57,2%).

13. Местный бюджет сохранил социальную направленность. Объем средств, направленных на социальную сферу, составил 9 826 405,1 тыс. рублей или 57,5% в структуре исполненных расходов.

14. Кредиторская задолженность главных распорядителей бюджетных средств МО город Краснодар на 01.10.2016 составила 3 158 281,8 тыс. рублей, в том числе просроченная – 2 085 948,5 тыс. рублей (66,0%). По сравнению с 01.01.2016 кредиторская задолженность снизилась на 1 953 445,5 тыс. рублей (на 38,2%), в том числе просроченная кредиторская задолженность на 778 148,0 тыс. рублей (на 27,2%).

В общей сумме кредиторской задолженности, сложившейся на 01.10.2016, кредиторская задолженность, не обеспеченная лимитами бюджетных обязательств, составила 1 054 833,3 тыс. рублей.

15. Несвоевременность оплаты фактически выполненных работ по заключенным контрактам влечёт за собой рост кредиторской задолженности, не обеспеченной лимитами бюджетных обязательств, а также риски возникновения дополнительных бюджетных расходов в случае обращения поставщиков/подрядчиков, исполнителей в судебные органы.

По состоянию на 20.10.2016 оплачено 284 исполнительных документа на общую сумму 680 800,0 тыс. рублей, из них по основному долгу ‒ 571 800,0 тыс. рублей, неосновательному обогащению – 9 300,0 тыс. рублей, остальным (нерезультативным) расходам (госпошлина, уплата процентов за пользование чужими деньгами и т.п.) ‒ 99 700,0 тыс. рублей или 14,6% от  общей суммы по решениям судебных органов.

16. Уточненный объём бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ составил 24 188 048,2 тыс. рублей или 90,1% от общего объема ассигнований бюджета, что превысило объём финансирования по паспортам Программ на сумму 1 312 212,6 тыс. рублей (в том числе местный бюджет – 1 112 853,5 тыс. рублей).

Учитывая установленный срок приведения муниципальных правовых актов МО город Краснодар в соответствие с решениями городской Думы Краснодара о внесении изменений в решение о местном бюджете на 2016 год, отклонение составило 87 972,5 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ составило 90,5% от общего объема кассовых расходов местного бюджета и 63,5 % от уточнённых показателей СБР.

17. В нарушение п. п.13, 16 Порядка 9044, в 2016 году в шесть муниципальных программ вносились изменения в основные параметры, относящиеся к прошедшему периоду реализации (2015 год). Имеет место внесение изменений в мероприятия отдельных муниципальных программ без внесения изменений в соответствующие целевые показатели.

18. По состоянию на 01.10.2016 по отдельным установленным целевым показателям муниципальных программ на 2016 год достигнуты годовые значения, что свидетельствует о некорректности их планирования, а также о том, что указанные показатели не взаимоувязаны с запланированными мероприятиями и не зависят от их реализации. Отдельные целевые показатели носят формальный характер, не способствуют достижению целей муниципальных программ. Кроме того, по показателям, выполнение которых оцениваются только по итогам года, не представляется возможным своевременно оценить риски их недостижения (невыполнения).

Одновременно, по отдельным целевым показателям Программ существуют риски их недостижения.

19. Действующим Порядком принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации не прописан механизм принятия администрацией МО город Краснодар решения о необходимости прекращения или изменения муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации, осуществляемый по результатам проведённой оценки эффективности их реализации.

20. В отдельных отчётах координаторов Программ сведения не соответствуют данным отчета об исполнении местного бюджета, установленным показателям паспортов Программ.

21. В нарушение ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.34.3 «Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета…», утвержденного приказом заместителя главы МО город Краснодар, директора департамента финансов от 29.11.2012 № 136 показатели бюджетной росписи ГРБС – Администрации Карасунского внутригородского округа не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным сводной бюджетной росписью, и утвержденными лимитами бюджетных обязательств.

22. Имеется возможность оптимизации расходов местного бюджета на сумму свыше 150 млн. рублей, в том числе в связи с не принятием исполнителями мероприятий достаточных мер по освоению доведенных ЛБО.

23. По состоянию на 01.10.2016 остаток бюджетных ассигнований на 2016 год, по которым ГРБС не заключены контракты, составляет 2 432,8 млн. рублей. При этом максимальный размер не законтрактованных ассигнований бюджета наблюдается по следующим ГРБС:

- департамент строительства администрации МО город Краснодар – 839,0 млн. рублей;

- департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар – 683,9 млн. рублей;

- департамент образования администрации МО город Краснодар – 487,9 млн. рублей.

По указанным ГРБС наблюдается существенный риск неосвоения доведенных ЛБО либо несвоевременности проведения расходов на закупки.

24. Не в полном объёме выполнен План мероприятий администрации МО город Краснодар по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) в 2016 году за 9 месяцев 2016 года, так:

- отсутствует конкретная информация о проведенной в  срок до 01.04.2016 инвентаризации муниципального имущества, целью которой является определение состава имущества, сохранение которого в муниципальной собственности МО город Краснодар целесообразно;

- не обеспечено до 01.10.2016 погашение кредиторской задолженности получателей средств местного бюджета, образовавшейся по состоянию на 01.01.2016 . По состоянию на 21.10.2016 её остаток составил 1 283 886,5 тыс. рублей;

- не обеспечено до 01.04.2016 заключение дополнительных соглашений к действующим контрактам в части согласования новых сроков выполнения работ до конца 2016 года и объёмов работ (в части уменьшения), а в некоторых случаях и расторжения контрактов, учитывая необходимость погашения кредиторской задолженности в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств на 2016 год.

На основании проведенного обследования по вопросу исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) по доходам, расходам, источникам внутреннего финансирования дефицита местного  бюджета, состояния и обслуживания муниципального долга, исполнения программы приватизации муниципального имущества по итогам 9 месяцев 2016  года, Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар в адрес администрации МО город Краснодар был сформулирован ряд рекомендаций:

1. Принять необходимые меры по выполнению плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам, в том числе, за счет повышения качества администрирования доходов местного бюджета.

С учетом перевыполнения годовых назначений по ряду доходов, скорректировать по ним в сторону увеличения объемы поступлений на 2016 год на сумму не менее 60 000,0 тыс. рублей.

2. В соответствии с п.6 ст.41 БК РФ в муниципальных правовых актах, регулирующих вопросы создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), инвестиционном соглашении от 07.05.2014 №1 предусмотреть положения о порядке исчисления платежей, являющихся источниками неналоговых доходов бюджета от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест).

3. Обеспечить эффективность проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет, а также задолженности по арендной плате за земельные участки. Учитывая значительный объем задолженности по арендной плате за земельные участки по состоянию на 01.10.2016 (593 129,3 тыс. рублей), предусмотреть конкретные целевые показатели по сокращению данной задолженности.

4. Принять необходимые меры по выполнению Плана мероприятий по обеспечению сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2016 году, а также Плана мероприятий администрации МО город Краснодар по наполнению доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар в 2016 году.

5. В целях соблюдения принципов достоверности и сбалансированности бюджета скорректировать источники финансирования дефицита бюджета в соответствии с их ожидаемым исполнением до конца 2016 года.

6. В условиях увеличения объемов заимствований, муниципального долга, а также расходов на его обслуживание, разработать и утвердить мероприятия, направленные на поэтапное сокращение муниципального долга и расходов на его обслуживание.

7. В целях недопущения наращивания просроченной кредиторской задолженности главными распорядителями бюджетных средств, а также неэффективных бюджетных расходов (возмещение судебных расходов, уплату процентов за пользование чужими деньгами) в связи с обращениями поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в судебные органы, принимать исчерпывающие меры к выполнению условий заключенных контрактов/ договоров.

8. Изменения в решения городской Думы Краснодара «О местном бюджете» (текущие, в течение финансового года) вносить после внесения соответствующих изменений в утверждённые муниципальные программы.

9. Обеспечить соблюдение п. 13, п.16 Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ МО город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации, в части недопущения случаев изменений основных параметров муниципальной программы, относящихся к прошедшим периодам.

10. Внести необходимые изменения, корректировки в установленные целевые показатели муниципальных программ. При внесении изменений в мероприятия и объёмы финансирования муниципальных программ вносить соответствующие изменения в целевые показатели Программ. Обеспечить эффективное взаимодействие отраслевых органов администрации МО город Краснодар при исполнении местного бюджета в программном формате.

11. Повысить качество предоставляемых Координаторами Программ отчетов «Об исполнении финансирования муниципальных программ» и «О достижении целевых показателей муниципальных программ».

12. Предусмотреть в Порядке принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального образования город Краснодар, их формирования, реализации и оценки эффективности реализации механизм принятия администрацией МО город Краснодар решения о необходимости прекращения или изменения муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации, осуществляемый по результатам проведённой оценки эффективности их реализации.

13. Усилить контроль за выполнением «Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета…», утвержденного приказом заместителя главы МО город Краснодар, директора департамента финансов от 29.11.2012 № 136 в части ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение в них изменений.

14. Перераспределить (сократить) бюджетные ассигнования, по которым существует высокий риск неосвоения, в объеме не менее 150,0 млн. рублей (провизорно), и внести соответствующие изменения в Программы. В целях недопущения наращивания кредиторской задолженности проанализировать риски принятия бюджетных обязательств в 4 квартале 2016 года.

 

Вернуться к списку